Здоровьесберегающая технология
Тарасова Ирина Анатольевна,
учитель физической культуры
МОУ г. Горловки "Лицей № 88 "Мечта"
К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и понимают его по-своему.
У данной деятельности в школе есть несколько направлений :обеспечение безопасной школьной среды, организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью, использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников, правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, взаимодействие с медицинскими учреждениями, анализ состояния здоровья и учет результатов по его сбережению.
Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.
Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
- сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.
Поставленные задачи решаются через:
1) совершенствование методики проведения урока,
2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,
3) коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,
4) мотивацию школьников к учению.
В соответствии с программой физического воспитания и планом спортивно-массовых мероприятий, утвержденным на методическом объединении учителей физической культуры проводятся «Дни здоровья». В их программу включаются мероприятия для активного отдыха, массовые игры, соревнования по туризму. При проведении «Дней здоровья» на открытом воздухе, учащиеся получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем – закаливание организма ребенка.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм),способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий на открытом воздухе, при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект.
В течение года проводится ежегодный спортивный марафон «Лучший спортсмен года», целями которого являются:
1.Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся.
2.Приобщение к самостоятельным занятиям физической культурой и активным занятиям спортом.
3 .Развитие основных двигательных качеств.
Эти соревнования проходят с большим интересом, у учащихся поднимается настроение, появляется желание заниматься в дальнейшем спортом, дети записываются в секции понравившегося вида спорта. Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к подготовительной и специальной медицинской группе, предлагается роль помощников в организации и судействе соревнований.
На уроках использую вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:
1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?
3.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
4.Как правильно дышать.
Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья.
Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.
Это особенно важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.
Из опыта работы учителя физической культуры Тарасовой И.А.
Урок физической культуры для учащихся 7 класса Тема: «Туризм»