Здоровьесберегающая технология

Тарасова Ирина Анатольевна,

учитель физической культуры

МОУ г. Горловки "Лицей № 88 "Мечта"

К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хоть и понимают его по-своему.

У данной деятельности в школе есть несколько направлений :обеспечение безопасной школьной среды, организация учебного процесса таким образом, чтобы он не вредил здоровью, использование методик, соответствующих возрасту и возможностям учеников, правильная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, взаимодействие с медицинскими учреждениями, анализ состояния здоровья и учет результатов по его сбережению.

 Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.

Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для достижения цели  я поставила перед собой следующие задачи:

- сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить школьников использовать  полученные знания в повседневной жизни;

- обучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.

Поставленные задачи решаются через:

1)      совершенствование методики проведения урока,

2)      индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,

3)      коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,

4)      мотивацию  школьников к учению.

В систему мер по формированию здорового образа жизни включены следующие мероприятия: проведение традиционной школьной спартакиады, месячника «За здоровый образ жизни», «Неделя спорта», конкурсы плакатов и рисунков, фоторепортажи «Весело о спорте», проведение совместных праздников «Папа, мама, я -  здоровая семья», «Мы с мамой всё делаем вместе».

В соответствии  с программой физического воспитания и планом спортивно-массовых мероприятий, утвержденным на методическом объединении учителей физической культуры проводятся «Дни здоровья». В их программу включаются мероприятия для активного отдыха, массовые игры, соревнования по туризму. При проведении «Дней здоровья» на открытом воздухе, учащиеся получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.  Проведение физкультурных занятий на открытом  воздухе обеспечивает выполнение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем – закаливание организма ребенка.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие  выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм),способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий на открытом воздухе, при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект.

В течение года проводится ежегодный спортивный марафон «Лучший спортсмен года», целями которого являются:

1.Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся.

2.Приобщение к самостоятельным занятиям физической культурой и активным занятиям спортом.

3 .Развитие основных двигательных качеств.

Эти соревнования проходят с большим интересом, у учащихся поднимается настроение, появляется желание заниматься в дальнейшем спортом, дети записываются в секции понравившегося вида спорта. Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к подготовительной и специальной медицинской группе, предлагается роль помощников в организации и судействе соревнований.

На уроках использую вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:   

1.Дайте определение понятиям  "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".

2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей  жизни?

3.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?

4.Как правильно дышать.

Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего здоровья.

Именно учителя физкультуры должны помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.

Это особенно важно в современных условиях  с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях.

Из опыта работы учителя физической культуры Тарасовой И.А.

Урок физической культуры для учащихся 7 класса Тема: «Туризм»

Мастер-класс "Занимательная физкультура" Тарасова И.А