Исследовательская деятельность

Ковалёва Елизавета Николаевна,

учитель географии

МОУ г. Горловки "Лицей № 88 "Мечта"

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обучение учащихся алгоритму ведения исследования, развитию у них исследовательского типа мышления

Этапы построения учебного исследования:

  • Постановка проблемы
  • Постановка целей и задач исследования
  • Формулировка рабочей гипотезы
  • Изучение теоретического материала
  • Подбор и освоение методик исследования
  • Сбор материала
  • Анализ и обобщение собранного материала
  • Представление результатов работы

Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах..

Ядром учебно-познавательной активности учащихся является мыслительная деятельность, которая рассматривается как целостная система развития личности и связующее звено между процессом познания объективной реальности и развивающейся личности учащегося.

Необходимым условием полноценного усвоения знаний является опора на активную мыслительную деятельность учащихся, направленная на переработку усваиваемого материала. На своих уроках я стремлюсь комплексно и всесторонне использовать разнообразные  приемы, которые создают условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания.

Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется: степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы, важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться; долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане и в практическом применении.

И сегодня я представлю вам проблемно-исследовательский метод активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний при изучении нового материала по теме «Вулканизм и вулканы».

МАСТЕР-КЛАСС «Вулканизм и вулканы». (Фрагмент урока географии в 6 классе

Реализацию исследовательской деятельности на уроке биологии представляет  учитель биологии Михайлова Ольга Леонидовна

Метапредметный урок биологии в 10 классе. Тема: «Строение и свойства белков. Функции белков. Ферменты».