Технология проблемного обучения

Манжула Татьяна Анатольевна,

учитель истории,

Павлюченко Андрей Владимирович,

учитель химии

МОУ г. Горловки "Лицей № 88 "Мечта"

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Фактически весь урок  построен на необходимости решения поставленных проблемных вопросов и ситуаций.  При этом обучающиеся, под руководством учителя,  самостоятельно исследуют пути и способы их решения: строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение на уроке  осуществляется в трех  формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. 

При проблемном изложении сообщение нового материала осуществляется самим учителем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь её решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.

В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется учителем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы. При этом используются материалы учебника, исторических документов, слайды презентации.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности, развивает интерес к учебному труду, обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью одновременно всех обучающихся класса.

Технология проблемного обучения была реализована  при проведении урока «Отмена крепостного права в России» в 9 классе.

9 класс. Тема урока: «Отмена крепостного права в России». План-конспект урока

9 класс. Тема урока: «Отмена крепостного права в России». Презентация к уроку

Также Технология проблемного обучения широко используется учителями естественно-математического цикла. Вашему вниманию Сценарий метапредметного урока «Скорость химической реакции». 9 класс.