ТОГИС-технология
Петренко Елена Борисовна,
учитель экономики, математики, физики
МОУ г. Горловки "Лицей № 88 "Мечта"
ТОГИС — это Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. Она является развитием Интегральной образовательной технологии. Фундаментальное отличие в том, сто ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образования, в то время как Интегральная технология строится на основе информационно-деятельностного подхода.
Функции учителя в ТОГИС — это постановка целей и планирование результатов, организация самостоятельной деятельности учащихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия их предполагавшимся результатам. Преобладающие методы обучения в этой технологии — проблемный и моделирование .
Главный элемент учебного процесса в Интегральной технологии и в технологии ТОГИС — решение учебной задачи. Поскольку ТОГИС — технология деятельностно-ценностная, акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Соответственно, учебная задача включает, помимо собственно познавательной задачи (то есть содержания-условия и цели-требования), еще и компоненты информационной задачи и указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компоненты коммуникационной задачи).
Учебная задача имеет трехуровневую структуру-содержит:
- познавательную подзадачу в виде текста (схемы, рисунка);
-информационную (возникающую в ходе познавательной деятельности);
- коммуникационную подзадачу.
В задаче вырисовывается дополнительный список заданий, подводящих к ее решению и подталкивающих к выводам.
В результате типичный алгоритм решения задачи будет следующим:
- анализ текста условий и требований задачи.
- поиск информации, необходимой для решения:
- выделить ключевые слова для информационного поиска;
- найти и собрать необходимую информацию. Возможные информационные источники: книги, компакт-диски, Web-сайты);
- обсудить и проанализировать собранную информацию;
- сделать выводы;
- сравнить полученные выводы с выводами известных источников.
Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие учащихся в открытом информационном пространстве, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.
Технология ТОГИС была мною эффективно реализована при проведении урока по экономике в 10 классе «Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие»: