ТОГИС-технология

Петренко Елена Борисовна,

учитель экономики,  математики, физики

МОУ г. Горловки "Лицей № 88 "Мечта"

ТОГИС — это Технология Образования в Глобальной Информационной Сети. Она является развитием Интегральной образовательной технологии. Фундаментальное отличие в том, сто ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образования, в то время как Интегральная технология строится на основе информационно-деятельностного подхода.

Функции учителя в ТОГИС — это постановка целей и планирование результатов, организация самостоятельной деятельности учащихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия их предполагавшимся результатам. Преобладающие методы обучения в этой технологии — проблемный и моделирование .

Главный элемент учебного процесса в Интегральной технологии и в технологии ТОГИС — решение учебной задачи. Поскольку ТОГИС — технология деятельностно-ценностная, акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Соответственно, учебная задача включает, помимо собственно познавательной задачи (то есть содержания-условия и цели-требования), еще и компоненты информационной задачи и указания к коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компоненты коммуникационной задачи).

Учебная задача имеет трехуровневую структуру-содержит:

- познавательную подзадачу в виде текста (схемы, рисунка);

-информационную (возникающую в ходе познавательной деятельности);

- коммуникационную подзадачу.

В задаче вырисовывается дополнительный список заданий, подводящих к ее решению и подталкивающих к выводам.

В результате типичный алгоритм решения задачи будет следующим:

  • анализ текста условий и требований задачи.
  • поиск информации, необходимой для решения:
  • выделить ключевые слова для информационного поиска;
  • найти и собрать необходимую информацию. Возможные информационные источники: книги, компакт-диски, Web-сайты);
  • обсудить и проанализировать собранную информацию;
  • сделать выводы;
  • сравнить полученные выводы с выводами известных источников.

Целесообразно подобранная система задач обеспечивает развитие учащихся в открытом информационном пространстве, формирует систему личностных ценностей, значимых для социума.

Технология ТОГИС была мною эффективно реализована при проведении урока по экономике в 10 классе «Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие»: 

Урок экономики. 10 класс. Тема урока: Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. План-конспект