ТРИЗ-технология 

(технология решения изобретательских задач)

Сошина Ирина Павловна,

учитель математики, информатики и ИКТ

МОУ г. Горловки "Лицей № 88 "Мечта"

ТРИЗ – теория решения исследовательских задач, основоположником которой является изобретатель, писатель - фантаст - Генрих Саулович Альтшуллер. 

ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образовании. Несмотря на солидный возраст, ТРИЗ – педагогику смело можно назвать инновационной педагогической моделью, первоочередной задачей которой является формирование творческой, смело мыслящей личности. Сегодня, наверное, только ТРИЗ – движение может похвастаться столь широким спектром своих слушателей, начиная от дошкольников и заканчивая специалистами узких отраслей.

—«Учись мыслить смело!» - вот основная идея данной педагогической системы. Те, кто один раз столкнулись с ТРИЗ, не только начинают иначе мыслить и решать поставленные задачи, но и значительно меняют отношение к миру.

ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм

«ТРИЗ – технологии на уроках  математики и информатики и ИКТ».

Тема урока: «Составление логических схем по логическому выражению». Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления,  логическое высказывание, логические величины, логические операции, таблицы истинности, развивать умения составлять логические схемы по логическому выражению.   Исследовательская цель, которая ставилась при подготовке урока - это изучение влияния  ТРИЗ-технологии на повышение мотивации обучающихся при выполнении домашнего задания и возможность дистанционного обучения, при необходимости.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки учителю  инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов. На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ученика  подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Учитель  формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого  предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый ПК, на котором вам хотелось бы работать и др.

Программа ТРИЗ дает учителям  и ученикам методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Представляю вам разработку открытого урока информатики и ИКТ с использованием ТРИЗ-технологии.

Открытый урок информатики и ИКТ в 10 классе «Составление логических схем по логическому выражению». План-конспект урока

Открытый урок информатики и ИКТ в 10 классе «Составление логических схем по логическому выражению». Презентация к уроку