Технология критического мышления
Янченко Елена Владимировна,
Варуша Ольга Сергеевна,
учителя литературы
МОУ г. Горловки "Лицей № 88 "Мечта"
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление:
- способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
- облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
- позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам; необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
- из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
- обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
- учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
- Оценка (Где ошибка?)
- Диагноз (В чём причина?)
- Самоконтроль (Каковы недостатки?)
- Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
- Прогноз (Постройте прогноз).
Технология критического мышления была реализована в ходе проведения музыкально-литературной студии "Всё начинается с любви для учащихся 10-11 классов"
Музыкально-литературная гостиная «Всё начинается с любви (10-11 класс)…». Сценарий
Музыкально-литературная гостиная «Всё начинается с любви…» (10-11 класс). Презентация